Рекомендации «Обитатели морей и океанов»

Родителям рекомендуется:

Побеседовать с ребенком об обитателях морей и океанов:

— по иллюстрациям рассмотреть и назвать животных (кит, дельфин, черепаха, касатка, медуза, краб, осьминог и др.) и рыб;

— назвать части тела рыб и животных и обсудить особенности их строения (живут в воде, приспособились к условиям жизни – плавают, дышат жабрами).

 

Задание 1. Дидактическое упражнение «Назови признак – какой?» (упражнять в подборе прилагательных к существительным и их согласовании).

Дельфин (какой?) — серый, большой, добрый, умный, плавающий…

Акула (какая?) —  хитрая, зубастая, хищная, морская….

Медузы (какие?) – прозрачные, крупные, жалящие, холодные….

 

Задание 2. Дидактическое упражнение «Назови действие – что делает?» (упражнять в  подборе глаголов к существительным и их согласовании).

Дельфин,  (что делает?) – плавает, выпрыгивает, защищает, спасает…..

Осьминог (что делает?) – нападает, ползет, плавает, охотится….. и т. д.

 

Задание 3. Дидактическое упражнение «Один — много»:

  1. упражнять в  употреблении существительных во множественном числе:

Акула – акулы                                           осьминог – осьминоги

Рыба – рыбы                                               кашалот – кашалоты…

  1. упражнять в  употреблении существительных во множественном числе в родительном падеже: Кого много в океане?

В океане много акул.

В океане много китов.

 

Задание 4. Дидактическое упражнение «Чей хвост?» (упражнять в  образовании притяжательных прилагательных).

У акулы — акулий хвост                                      У черепахи – черепаший хвост

У дельфина – дельфиний хвост                         У рыбы – рыбий хвост

У кита – китовый хвост

 

Задание 5. Дидактическое упражнение «Посчитай» (упражняем в согласовании числительного с существительным и прилагательным):

1) согласование количественных числительных с существительными:

один дельфин — два (три, четыре) дельфина — пять дельфинов

одна медуза – две (три, четыре) медузы — пять медуз

(кит, осьминог, омар,  и т.д.)

2) согласование числительных и прилагательных с существительными:

один синий кит — два синих кита — пять синих китов..

Одна ядовитая медуза — три ядовитых медузы — пять ядовитых медуз..

 

Задание 6. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот» (упражнять в понимании логико-грамматических конструкций):

  • Прилагательные:

толстый – тонкий                                            крупный — мелкий

молодой – старый                                            быстрый – медленный

глубоководный – поверхностный               соленый – пресный

голодный – сытый                                           опасный – безопасный

2) наречия

Глубоко – мелко                                 высоко – низко

сильно – слабо                                    быстро – медленно

ярко – тускло                                      далеко – быстро

 

Задание 7. Дидактическое упражнение «Дружная семейка» (упражнять в подборе родственных слов):

Рыба – рыбы, рыбка, рыбёшка, рыбный, рыбачить, рыбалка, рыбак…

Море – моря, морской, моряк..

Дельфин – дельфины, дельфинчик, дельфиний, дельфинарий …

 

Задание 8. Соста­вить описательный рассказ о любом  обитателе морей и океанов по плану:

Название животного/рыбы; размер (крупная – мелкая); строение и окраска (части); место обитания; питание; детёныши; польза/ вред для человека

Пример:  Дельфин.

Дельфин — это животное, которое живет в тёплых морях и океа­нах. Дельфин крупный, серо-голубой, гладкий. У дельфина овальное туловище, вытянутая мордочка, сильные хвост и плавники, что позволяет ему быстро плавать. Дельфин — питается мелкой рыбой, он хищник. Дельфин — очень умное животное. Иногда дельфины спа­сают в море тонущих людей.

 

Задание 9. Составить описательные загадки об обитателе морей и океанов (развитие словесно-логического мышления и связной речи).

Это обитатель тёплых морей. Бывает крупной и мелкой. У нее есть тело- «шляпка» и много длинных щупалец. Она может быть прозрачной. Трогать её опасно — может обжечь. Кто это?   (Медуза)

 

Задание 10. Выучите с ребенком стихотворение Е. Серовой «Подвод­ная страна».

ПОДВОДНАЯ СТРАНА

Лежит подводная страна

Глубоко под водой.

Там рыба плавает луна

Рядком с морской звездой.

Но хоть и встретится луна,

Совсем не светится она.

Ничуть не ярче и звезда,

Она не светит никогда.

А чтобы скаты и угри

Найти свой дом могли бы,

Горят там всюду фонари —

Светящиеся рыбы.

 

 

Яндекс.Метрика