- I. Рассмотрите с ребенком мебель, которая есть в вашей квартире (доме). Назовите ее.
Расскажите, по каким признакам различается мебель (детская – взрослая; для спальни-гостиной-кухни-ванной-прихожей; по назначению: шкаф книжный-шкаф платяной, стол письменный-стол обеденный и т. д.)
Спросите ребенка, для чего нужна мебель вообще, и отдельные предметы мебели (шкаф, стол, стул, кровать, табурет)
Обсудите с ребенком, из каких материалов изготавливают мебель и как она называется, в зависимости от использованных при ее изготовлении материалов (стол из стекла – стеклянный стол, стул из пластика – пластиковый стул, кровать из дерева – деревянная кровать, табурет и металла – металлический табурет, кресло из ротанга – ротанговое кресло, диван из кожи – кожаный диван и проч.)
- II. Далее предлагаю Вашему вниманию несколько игр в рамках заданной лексической темы:
Игры и упражнения для отработки лексической темы:
Я гляжу и нахожу
Среди участников выбирается первый ведущий, который среди своего окружения выбирает какой-либо предмет мебели. Далее он кратко его описывает (в зависимости от предполагаемой сложности достаточно будет 1-5 слов, например, «Я гляжу и нахожу что-то коричневое, на четырех ножках со спинкой и мягким сиденьем») и предлагает другим участникам угадать загаданное. Тот, кто угадал (это стул) — становится новым ведущим и так далее.
Участники, помимо вариантов ответа, могут задавать ведущему наводящие вопросы (какого это размера, из чего это сделано)
Уровень сложности можно варьировать за счет:
- Кол-ва стартового описания загаданного предмета.
Один-много
- Взрослый бросает ребенку мячик и называет предмет мебели в единственном числе (стол, стул, кровать, шкаф, диван, кресло и т. д.)
- Ребенок ловит мяч и бросает его обратно, называя этот предмет мебели во множественном числе (столы, стулья, кровати, шкафы, диваны, кресла и т. д.)
Два, но пять
- Взрослый бросает ребенку мячик и называет предмет мебели в единственном числе (стол, стул, кровать, шкаф, диван, кресло и т. д.)
- Ребенок ловит мяч и бросает его обратно, согласовывая этот предмет мебели с двумя числительными: два и пять (2 стола, но 5 столов; 2 стула, но 5 стульев; 2 кровати, но 5 кроватей; 2 шкафа, но 5 шкафов; 2 дивана, но 5 диванов; 2 кресла, но 5 кресел и т. д.
Мой-моя-моё-мои
Предложить детям «купить» и назвать ту мебель, про которую можно сказать «моя» («мой», «мое», «мои»).
Мой стул, табурет, шкаф, буфет, сервант, диван, пуф
Мое кресло, зеркало, трюмо
Моя кровать и т. д.
Прятки.
Предложить ребенку спрятаться ПОД (ЗА) какую-то мебель.
Раз, два, три, четыре, пять —
Я иду тебя искать.
Я иду, иду, иду,
Никого я не найду.
Ваня, где сидишь? (Я сижу под (за) столом.)
Ваня, вылезай. Откуда ты вылез? (Я вылез из-под (из-за) стола.) И т.д.
Поручение
Предложить ребенку выполнить действия с мебелью.
- Петя, поставь стул около (рядом с) дивана(ом).
- Вика, поставь стол между стульями.
- Катя, поставь табурет около дивана, а стул — между креслами. И т.д.
Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире»
Раз, два, три, четыре,
Много мебели квартире.
(Ритмично сжимаем и разжимаем кулачки.)
В шкаф повесим мы рубашку,
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
(Загибаем пальчики, начиная с больших, на каждое название мебели.)
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом.
Чай с вареньем дружно пили
Много мебели в квартире.
(Ритмично попеременно хлопаем в ладоши и стучим кулачками.)
Желаю Вам приятно и полезно провести время!